. мужской электронный журнал .
О НАССЛОВАРЬФЕМИНИЗММУЖСКОЕ ДВИЖЕНИЕССЫЛКИ
Эти ссылки ведут к различным страницам

Мужчины и женщины на "Титанике"
"Титаник" как средство внушения мужчинам комплекса второсортности



В современном агитпропе напрасно искать реальную картину ночи 15 марта 1912 года, когда погружался в воду лайнер "Титаник" и люди оставляли тонущее судно. Напрасно искать упоминания о том возмущении в обществе, которое вызвал способ проведения эвакуации населения корабля, о тех обвинениях, которые звучали и звучат поныне. В связи с ними по обе стороны Атлантики - в судебном разбирательстве в Великобритании и в расследовании Сената США - расследование обстоятельств гибели "Титаника" сконцентрировалось даже не на причинах затопления корабля, а на обстоятельствах эвакуации людей с борта.

Главные обвинения общества сводились к следующему:
• Дискриминация пассажиров 3го класса, которым был ограничен доступ к спасательным шлюпкам. - (Дискриминация по признаку социального положения и материального благосостояния).
• Дискриминация мужчин, которым на основании сексистского распоряжения капитана Смита, запрещали посадку в спасательные шлюпки или ограничивали к ним доступ. - (Дискриминация по половому признаку). Дискриминация осуществлялась в пользу женщин, и даже не детей, процент гибели которых значительно превышает процент потерь среди женщин.

Были и другие возмутительные обстоятельства, которые мы осветим далее. Отзвуки этих обвинений можно найти и в бесстрастном отчёте британского суда. Расследуя ситуацию со спасательными шлюпками, судья в отчёте пишет, что в ходе слушаний "There was a tendency in the evidence to exaggerate the numbers in each boat, to exaggerate the proportion of women to men, and to diminish the number of crew" (перевод: "У свидетелей была тенденция преувеличения числа людей, находившихся в каждой шлюпке, преувеличения пропорции количества женщин к количеству мужчин, и уменьшения количества членов команды в шлюпках").

Эта фраза отражает следующую реальность, которая была в ту ночь на "Титанике". Спасательные шлюпки от борта отходили заполненными на 1/3 (шлюпка №6 с пассажирами 1 класса) или 1/2, только некоторые были заполнены почти полностью. Людям препятствовали садиться на шлюпки, мужчин не пускали в шлюпки, в том числе для отпугивания людей применялись выстрелы из пистолета (был и такой инцидент, по свидетельствам очевидцев). При посадке в некоторые шлюпки жён разлучали с мужьями, которых оставляли на борту, обрекая на потопление, несмотря на протесты жён (были и такие свидетельства). Команда, которая должна была заниматься сначала спасением пассажиров, а потом своим, садилась в неоправданно большой количественной пропорции на шлюпки вместе с пассажирами, и таким образом мужчин-пассажиров спаслось значительно меньше, чем мужчин из команды. Все эти факты видны из списков пассажиров шлюпок (см. рус. версию сайта "Энциклопедия-титаника", ссылки внизу страницы), из отчёта британского расследования (см. здесь и ссылки внизу страницы), из свидетельств очевидцев (см. ссылки внизу страницы).

Приводим результирующие таблицы количества спасшихся с "Титаника" (из британского отчёта).


Спаслось
Было на "Титанике"
% спасшихся
Взрослые мужчины 338 из 1670 что составляет 20 %
Взрослые женщины 316 из 422 что составляет 75 %
Дети 57 из 109 что составляет 52 %
Всего 711 из 2201 что составляет 32.3 %


Спаслось
Было на "Титанике"
% спасшихся
1 класс 203 из 325 что составляет 62 %
2 класс 118 из 285 что составляет 41 %
3 класс 178 из 706 что составляет 25 %
Команда 212 из 885 что составляет 24 %
Всего 711 из 2201 что составляет 32.3 %

Согласно британскому отчёту в 20 спасательных шлюпках было 1178 мест, в среднем 59 мест на 1 шлюпку (они были разной вместимости - от 40 до 65 чел). Из спасшихся 711 человек только 625 человек покинули "Титаник" на шлюпках, то есть в среднем загрузка шлюпок составляла 36 человек на 1 шлюпке (61% использования возможностей). Остальные добрались, по-видимому, вплавь. Эвакуация шлюпок с "Титаника" началась в 0-45 и закончилась в основном до 2-00, после чего были отправлены только 4 складные шлюпки. Шлюпки отправлялись с обеих сторон палубы, из разных мест. "Титаник" ушёл под воду в 2-20. Количество спасшихся членов команды 189 чел, что составляет 10 человек на шлюпку - неоправданно много.

Команда объясняла полупустые шлюпки тем, что женщины боялись садиться в них, что многие пассажиры не верили в опасность потопления "Титаника" и т.п. Эти утверждения повторяются и поныне. Но забывают процитировать резонное возражение британского судьи, написанное в отчёте о расследовании:

"...but I think, nevertheless, that if the boats had been kept a little longer before being lowered, or if the after gangway doors had been opened, more passengers might have been induced to enter the boats. And if women could not be induced to enter the boats, the boats ought to then to have been filled up with men. It is difficult to account for so many of the lifeboats being sent from the sinking ship, in a smooth sea, far from full. These boats left behind them many hundreds of lives to perish" (см. страницу британского расследования)

Перевод: "... но, тем не менее, я полагаю, что если бы шлюпки задерживали немного дольше перед спуском на воду, или если бы двери прохода были открыты для пассажиров, большее число из них могли бы попасть на шлюпки. И если женщин невозможно было побудить зайти на шлюпки, шлюпки можно тогда было наполнять мужчинами. Трудно оправдать отправление от борта такого большого количества шлюпок неполными с тонущего корабля при полном штиле на море. Эти шлюпки оставили без спасения сотни жизней".

Распространено мнение, что большое число жертв крушения "Титаника" объясняется недостатком спасательных шлюпок. Но цифры говорят, что в шлюпках было достаточно мест практически для всех пассажиров "Титаника"! Согласно данным британского отчёта, на корабле находилось 1316 пассажиров (и 885 членов экипажа), а количество мест в спасательных шлюпках - 1178. Причиной такого большого числа жертв (1490 человек, в том числе среди пассажиров 817 человек) на самом деле была плохая организация эвакуации командой и лично капитаном Смитом, который был более озабочен тем, чтобы не пустить мужчин на шлюпки и дать преимущество женщинам при посадке, чем эвакуацией всех пассажиров. В самом начале эвакуации он дал распоряжение эвакуировать в первую очередь женщин и детей, и во время отправки последней шлюпки снова орал в мегафон: будьте британцами, сначала женщины и дети!... Если бы шлюпки были загружены полностью, жертв было бы на 553 чел. меньше; кроме того, не подумали об использовании подручных средств для сооружения чего-то в роде плотов, которые дали бы возможность продержаться на воде (некоторые люди спаслись в воде, держась за перевёрнутую шлюпку); и даже забыли об одной разборной шлюпке - она всплыла после погружения корабля. Вместо этого закрывали двери и перекрывали доступ на палубу...

В отчётах о расследовании обстоятельств эвакуации с "Титаника" обращает на себя внимание подробная разбивка спасшихся и погибших пассажиров по половому признаку, по классам (и эти последние опять с разбивкой по половому признаку). Такие подробные данные не встречаются в отношении других крупных кораблекрушений. Эта подробность отражает огромную озабоченность общества тем порядком эвакуации пассажиров с "Титаника", который был виден из цифр непропорционально большого количества спасённых женщин, крайне низкого процента спасённых мужчин и детей, большой диспропорции в процентах спасённых по 1, 2, 3 классам пассажиров. Существуют утверждения, что третьему классу пассажиров вообще удалось прорваться на палубу к концу эвакуации. В списках пассажиров шлюпок видно, что первые шлюпки отходили мало заполненные, с пассажирами первого класса в полном составе семей (муж, жена, дети) и даже с прислугой и ручными собачками (впрочем, и последние шлюпки, если в них отбывала избранная публика, были мало заполненными: например, шлюпка №4, шестнадцатая по счёту, покинувшая "Титаник"). На них распоряжение капитана в первую очередь отправлять женщин и детей не распространялось.

Впрочем, это распоряжение капитана не выполнялось и на многих других шлюпках. В списках людей, спасшихся на шлюпках видно, что были шлюпки, заполненные преимущественно мужчинами, и были заполненные преимущественно женщинами. На многих шлюпках - большое число мужчин из команды. Всё зависело от того, кто распоряжался посадкой, от личной настойчивости мужчин. Некоторые прыгали в уже отходящие шлюпки с борта. Поведение команды и капитана заставляло вспомнить статью уголовного кодекса "Неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни положении" при возможности оказать такую помощь (а такая возможность была - полупустые шлюпки). Были и желающие не тонуть, что бы ни выдумывали члены команды. Что было делать с такими "несознательными"? Можно ли было им отказывать в спасении? Нет, закон этого не разрешает, можно было только предложить уступить своё место женщинам, но "несознательные" вправе были отказаться. Вследствие всего этого и происходило впоследствии серьёзное разбирательство обстоятельств оставления судна. Только главный виновник событий - капитан - на нём уже не присутствовал.

Легко вычислить, что из мужчин-пассажиров спаслась всего 1/6 часть (всего было 805 мужчин-пассажиров, а спаслось из них 146 (18%)). Но зато спаслась почти 1/4 часть экипажа (24%), среди них были в основном мужчины, только 20 женщин. Экипаж был заинтересован в том порядке посадки в шлюпки, который он установил. Отгоняя мужчин-пассажиров от шлюпок, не пуская их к ним и даже на палубу, мужчины из экипажа получали возможность занимать места в шлюпках сами, прикрывая свои шкурные интересы "благородными побуждениями" заботы о женщинах и детях. Экипаж прекрасно понимал, что в случае, если все пассажиры, мужчины и женщины, будут занимать места в шлюпках, мужчины из экипажа никогда в них не попадут и их шансы на спасение гарантированно будут равны нулю. У команды не было никаких оснований считать свой долг выполненным - большинство пассажиров оставалось на корабле без надежды на спасение (из 1316 пассажиров погибло 817), не было выполнено даже распоряжение спасать в первую очередь женщин и детей - и несколько десятков детей, и более сотни женщин так и не село в шлюпки, погибли.

Наконец, стоит сказать и о той части команды, которая выполняет самую тяжёлую работу в трюме. Считается, что они добровольно в полузатопленном машинном и котельном отделениях из последних сил обеспечивали работу насосов и электростанции, чтобы дать возможность спастись тем, кто наверху. Все они пошли ко дну. Но что можно было делать там этим несчастным в то время как уже вскоре после полуночи большая часть котлов была потушена и огромные облака пара с рёвом вырывались наружу из трубопроводов по бокам дымовых труб? Какая работа насосов могла происходить, если судно наполнялось водой так быстро, что в 1 час 15 минут в воде скрылось носовое название "Титаника", а к 2 часам ночи вода была в 3 метрах от прогулочной палубы? Известно, что работники машинного и котельного отделений считались низшей кастой. Никто из них не спасся. Зато большинство из так называемой палубной команды - спаслись.

Спаслась гораздо меньшая часть женщин 3 класса (76 женщин из 165), чем женщин 1, 2 класса (например, 80 из 93 женщин 2 класса спаслись). Сильнее других детей пострадали дети 3 класса - % спасшихся среди них ниже процента спасшихся детей других классов.

Потери мужчин 3 класса были самыми большими, их было на корабле гораздо больше, чем мужчин остальных двух классов вместе взятых. Погибло 84% мужчин 3 класса (387 из 462 чел.). Самыми "бесправными" оказались мужчины-пассажиры 2 класса, из них погибло 92% (154 из 168 человек). Таким образом, при спасении утопающих преимущество на "Титанике" отдавалось жизням женщин-и-детей 1 и 2 класса (богатых и среднего класса), значительно меньше - жизням женщин-и-детей 3 класса (бедных, пролетариата), ещё меньше - жизням мужчин 1 класса, и совсем мало - мужчинам 2 и 3 класса.

Отдельного разговора заслуживает поведение сидевших в шлюпках людей уже после потопления "Титаника". В воде (-2°С) плавало множество людей, которые погибали от охлаждения, но за те несколько часов, что оставались до прибытия "Карпатии", на шлюпки приняли из воды ничтожное число людей, порядка четырёх человек. В полупустых шлюпках спокойно в течение часа могли слушать душераздирающие вопли несчастных, находившихся в воде, и не спасти их. У них были железные нервы. Если некоторые из сидящих в шлюпках предлагали кого-то спасти, остальные возражали. Полупустые шлюпки так и были подняты полупустыми на борт "Карпатии". Для женщин в шлюпках такое поведение - особенно недостойно, ведь им только что обеспечили преимущества при спасении... Кроме того, женщины считаются слабыми и добрыми существами. Большинство из плававших в воде погибли и утонули.

***

Может быть, такой порядок спасения с тонущего корабля, как на "Титанике", является нормой? Мы сделали поиск в интернете, который показал: такой порядок - исключение. В остальных примерах кораблекрушений, которые мы нашли, мы не увидели среди спасшихся ни такой диспропорции по половому признаку, ни такой диспропорции в зависимости от класса пассажиров. Случай на "Титанике" - странный. Странный престарелый капитан Смит сначала своим неумелым руководством довёл судно до потопления среди полного штиля, затем стал навязывать дискриминацию мужчин и отдавать преимущества женщинам, и своими распоряжениями при эвакуации погубил ещё сотни жизней, которые можно было бы спасти. (Это может служить метафорой того, что происходит в некоторых странах).

Вот примеры других кораблекрушений.

• Корабль "Lusitania", близнец "Титаника" по размерам и даже по количеству пассажиров на борту, в последний свой рейс в 1915 году был потоплен торпедой. Он скрылся под водой за 18 минут. Но и за это малое время эвакуации с него спаслось 773 (а с "Титаника" спаслось 711) человек.

Вот разбивка спасшихся по классам, она показывает приблизительно равный для всех % выживания:


Всего было Спаслись Погибли % выживания
Saloon Class 290 113 177 39%
Second Cabin 599 238 361 40%
Third Class 369 133 236 36%
Вся команда 687 289 398 42%
Всего 1951 773 1178 39.6%

Не было диспропорции и в половом составе спасшихся. Согласно списку спасшихся пассажиров 1го класса (Saloon Class) (см. здесь) % выживания для мужского и женского пола в этом классе оказался равным.


Спаслись
Было % выживания
Муж. пол 78 из 201 39%
Жен. пол 35 из 90 39%
Всего 113 из 291 39%

Можно предположить, что и в остальных классах ситуация была столь же справедливой. На этом фоне ситуация, которая была на "Титанике", выглядит просто чудовищной. (Для сравнения: на "Титанике" в 1 классе выжило 34% мужчин (учитывая и мальчиков) и 97% женщин (учитывая и девочек)).

• После нанесения торпедного удара по аналогичному двум предыдущим кораблю "Wilhelm Gustloff" в 1945 году, он затонул через 50 минут. Достоверных данных о количестве людей на борту и спасшихся/погибших нет, поэтому мы никаких данных не приводим, но сообщается такая подробность: при эвакуации капитан настаивал на том, чтобы первыми на шлюпки поднялись женщины и дети, но люди игнорировали его требование, расценивая его как рекомендацию, которой они не последовали (и были совершенно правы - все люди равны, имеют равное право на спасение своей жизни, и никто не имеет права отнимать у них это право).

• Корабль "Oceanos" в 1991 году затонул у берегов Южной Африки. Как сообщается в статье из энциклопедии Wikipedia, пассажиры обвиняли Yiannis Avranas, капитана этого корабля, в том, что он оставил их без помощи при эвакуации. Капитан настаивал на том, что покинул корабль для организации спасательных работ и затем следил за спасением из вертолёта. "Нью-Йорк Таймс" цитирует капитана: "When I give the order abandon ship, it doesn't matter what time I leave. If some people want to stay, they can stay." (Перевод: "После того как я отдал команду оставить корабль, не имеет значения в какой момент я его покидаю. Если некоторые люди хотят оставаться, пусть остаются").

• Немецкий лайнер "Schiller" в мае 1875 года затонул, потеряв большинство пассажиров и экипажа. После того как судно село на риф, пассажиры стали сражаться за возможность сесть в шлюпки, многие из которых были не пригодны из-за повреждений. Капитан пытался установить порядок (вернее, своё представление о порядке) с помощью пистолета и сабли, но, пока он этим занимался, 2 единственные пригодные к использованию шлюпки отчалили с 27 человеками в них, что было значительно ниже их вместимости. Эти шлюпки пристали к берегу, в них было 26 мужчин и 1 женщина. На борту 50 женщин с детьми укрылись от шторма в рубке. На глазах у команды и мужчин-пассажиров огромная волна смыла в море рубку и всех бывших в ней людей, все они погибли. Немногие из оставшихся на останках корабля дожили до утра при свирепствовавшем шторме, но утром для оставшихся пришло спасение. Из 254 пассажиров и 118 членов экипажа осталось в живых 37 человек.

Это были первые попавшиеся нам случаи крушений пассажирских кораблей. Поскольку специального отбора случаев мы не делали, можно сделать вывод, что эти примеры отражают реальную практику жизни в таких ситуациях.

***

Потопление "Титаника" было не самым крупным в 20 столетии по числу жертв, проведение эвакуации людей на нём также не было образцовым. Тем не менее, "Титаник" известен всем. Что в нём так привлекает тех, кто популяризирует эту трагедию? История "Титаника" с её спасшимися женщинами и неспасшимися мужчинами представляет потенциально хорошую возможность для назидания мужчин и внушения им комплекса второсортности по сравнению с женщинами - стоит только представить дело как норму, растолковать мужчинам, что так и должно быть. И как видим, недостатка в такого рода пропаганде нет. Это даже не феминизм, который декларирует равенство полов и, следовательно, в случае "Титаника" должен требовать равного доступа к шлюпкам как женщин, так и мужчин. Это нечто иное, ещё не имеющее названия. Наиболее известным событием из того пропагандистского потока, который мы обрисовали, был голливудский фильм "Титаник" 1997 года. Этот поток существует десятки лет. Например, похожий подход - в книге Семёна Исааковича Белкина "Голубая лента Атлантики" (1975 г.), где отдельная глава посвящена гибели "Титаника". Изложение здесь, скорее всего, основано на англоязычной литературе, список которой приводится в конце книги.

Низкий процент спасшихся мужчин здесь объясняется личным желанием мужчин погибнуть ради женщин. Автор как бы ставит в пример такое поведение (которого, как мы видели, не было на "Титанике" и никогда не бывает при кораблекрушениях). Все острые углы сглажены, противоречия затушёваны, изложение выдержано в сентиментально-романтических тонах. Как бы в назидание читателям С.И.Белкин приводит такие сведения: "Среди обслуживающего персонала на лайнере было много 15-, 16- летних мальчиков: стюардов, лифтеров и др. Они имели полное право в числе первых занять места в шлюпках, но никто из них не воспользовался этим правом. Все они погибли". Смысл этого пассажа можно изложить такими словами: смотрите, даже мальчики понимают что нужно жертвовать своей жизнью ради дам! Автор знал на какого читателя рассчитана книга, потому, вероятно, посчитал этот пример уместным. В предисловию к своей книге он пишет: "Большие затруднения при этом вызвала проблема подачи цифр: поскольку книга рассчитана на широкий круг читателей, главным образом на молодёжь, автору хотелось избежать обилия цифрового материала".

Есть здесь и пример полковника, который уже сидел в шлюпке со своей юной невестой, и который немедленно уступил своё место в шлюпке, когда на палубе появилось ещё несколько женщин. Нелепый пример, полковник оставил свою невесту вдовой; необходимости уступать место не было - все шлюпки, за исключением одной, отходили не полностью загруженными, свободные места в них были. Нужно помнить в какую эпоху в СССР выходила эта книга (см. статью "Матриархат в СССР") - и ничему не удивляться.

Основные усилия автора направлены на доказательство (с помощью примеров) того положения, что мужчины сами, по своей воле, вследствие своей высокой "сознательности" обрекали себя на гибель ради незнакомых им женщин. Хотя не понятно, откуда берётся такая сознательность, на чём она основана - ведь люди равны в своём праве на жизнь, у всех есть инстинкт самосохранения. С другой стороны, приказ допускать к шлюпкам в первую очередь женщин и детей свидетельствует, что мужчины хотели занимать места в шлюпках и нельзя говорить, что мужчины по своей воле не садились в шлюпки. И С.И.Белкин, действительно, вынужден сообщить читателю: "Конечно, было немало других пассажиров, пытавшихся за счёт более слабых и нерасторопных спасти свою жизнь...". Неоказание помощи со шлюпок тем, кто плавал в воде, также говорит о том, что такие несознательные пассажиры были, и, что самое интересное, половина из тех чёрствых несознательных душ в шлюпках были женщины. Теперь они, по всей видимости, считали слабыми и нерасторопными погибающих в воде - ведь те не смогли попасть в шлюпки в то время, когда нужно было это делать - с палубы корабля.

Пропаганда прилагает усилия также и для оправдания принципа капитана "Титаника": сначала - женщины и дети. Они сводятся к тому, что женщины и дети - более слабые, а слабым нужно давать преимущества. Мы уже знаем, какая чудовищная ложь и злоупотребления скрываются за этой демагогией в случае "Титаника". Такая же ложь скрывается за ней и в любых других случаях. Известно, как "защищал" капитан интересы более слабых в социальном отношении пассажиров 3го класса. Может быть, кто-то предлагал 3му классу проход к шлюпкам в первую очередь, а пассажирам 1 класса предлагал подождать и проявить сознательность как более сильным и богатым? Пускаться в схоластические споры по этому вопросу нет смысла. Пример "Лузитании" показывает как можно действовать в таких ситуациях. Впрочем, так ли серьёзно все озабочены обеспечением преимуществ для слабых? Когда мальчики (дети, явно более слабые, чем взрослые женщины) отказываются от своего права на спасение в пользу женщин, то есть более сильных, это, похоже, вызывает положительную оценку...

Удивительно, как из бесчестной и скандальной трагедии пропаганда может сделать поучительную сказочку, внушающую мужчинам комплекс второсортности в сравнении с женщинами и ложные модели поведения.

Вокруг "Титаника" накручивается много умственных теорий, объясняющих как и почему там должны были вести себя мужчины (женщин оставили в покое), почему женщинам было оказано предпочтение, но углубляться в них мы не будем за ненадобностью. Как бы то ни было, и мальчики, и мужчины вполне вправе выбросить изуверские мифы, внушаемые пропагандой, из своей головы.


Ссылки

В статье использованы данные из сайтов:
1. Британский отчёт о расследовании потопления "Титаника" (на англ.яз.)
Boats
Numbers Saved
2. Рус. версия сайта "Энциклопедия-титаника"
Дневник
Спасательные шлюпки
На воде
3. Отчёт Сената США о расследовании потопления "Титаника" (на англ.яз.) - TIP United States Senate Inquiry Report Titanic
4. Воспоминания спасшихся
What Happened That Night
Anna Turja Lundi's Titanic Experience
5. Хронология
6. Ресурс по "Лузитании" (англ.яз.)
Survivor/Dead
Saloon Class Manifest
7. Lusitania (From Wikipedia, the free encyclopedia)
8. Oceanos (From Wikipedia, the free encyclopedia)
9. Schiller (From Wikipedia, the free encyclopedia)
10. С.И.Белкин. "Голубая лента Атлантики". Изд. 3-е. Л., "Судостроение", 1975.



Источник: http://matriarhat-v-sssr.narod.ru/titanic.htm
Пред. статья В начало страницы След. статья

Hosted by uCoz